Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Перспективы развития юридического образования в Беларуси

01.02.2021
Перспективы развития юридического образования в Беларуси

А.А.СОСНОВСКИЙ,
доцент, кандидат юридических наук,
заместитель начальника Института
повышения квалификации и переподготовки
Следственного комитета
Республики Беларусь

Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 14 января 2021 г.

Анализ современного состояния юридического образования в Беларуси показал, что системе обучения юристов присущи два ключевых недостатка: "перепроизводство" специалистов, не востребованных на рынке труда, и ненадлежащий уровень их знаний, не позволяющий удовлетворить потребности реального сектора в компетентных юридических кадрах. В этой связи профессия юриста в обществе существенно принижена, а ее значимость - девальвирована.

К числу основных причин такого положения дел относятся:

1. Дефицит специализированных юридических учебных заведений и избыток учреждений образования, осуществляющих непрофильную подготовку юристов.

Например, в Беларуси в сфере среднего специального образования обучение по специальности "Правоведение" осуществляют 14 учреждений (10 государственных и 4 частных), из которых только один Юридический колледж БГУ готовит исключительно юристов. Остальные - учебные заведения аграрного, экономического, торгового или технологического профиля. Так, в настоящее время (по состоянию на 2020/2021 учебный год) в ссузах по юриспруденции обучается 3016 человек, из которых 431 - в Юридическом колледже БГУ.

Вместе с тем в Юридический колледж БГУ изначально (и уже традиционно) поступают наиболее грамотные школьники, прошедшие жесткий отбор. Важно отметить, что конкуренция среди абитуриентов еще больше ужесточается тем обстоятельством, что это учреждение образования - одно из немногих (наряду с Полоцким государственным экономическим колледжем и Столинским государственным аграрно-экономическим колледжем) предоставляет возможность получить среднее специальное юридическое образование за счет бюджета (каждый год принимается 25 таких студентов).

Справочно
Например, зачисление в Юридический колледж БГУ после 9-го класса осуществляется по среднему баллу свидетельства о базовом образовании. Проходной балл на бюджетные места составлял: в 2018 г. 9,6, 2019 г. 9,7, 2020 г. - 9,6 балла из 10 возможных; на платную форму: в 2018 г. 8,8, 2019 г. 8,3, 2020 г. - 9,0 балла. При этом для поступления в Столинский аграрно-экономический колледж для обучения по юридическому профилю достаточно набрать в среднем 6,2 балла.
Для поступления в Юридический колледж БГУ на базе среднего образования необходимо было в 2019 г. набрать 24 балла на бюджет и 20,9 баллов на платное обучение. Для поступления в этот же год в Полоцкий государственный экономический колледж на базе 11-го классов проходной балл на бесплатное обучение составил 19,6, на платное - 4,8 балла.

Таким образом, последующая качественная подготовка студентов Юридического колледжа БГУ гарантирует их востребованность на практике. На выпускников всегда имеется повышенный спрос у нанимателей. Они без проблем трудоустраиваются в милицию, суды, органы принудительного исполнения и др. В то же время имеются примеры, когда сельхозпредприятия регионов страны не желают брать на работу юрисконсультами выпускников-юристов местных аграрных учебных заведений, отдавая предпочтение кадрам Юридического колледжа БГУ.

Сходная проблема подготовки специалистов-правоведов наблюдается и в сфере высшего образования. Наиболее востребованы выпускники юрфака БГУ, Академии управления при Президенте. Из региональных вузов также "котируются" студенты юрфаков Гродненского и Полоцкого госуниверситетов. В силу специфики трудоустроены курсанты вузов силовых структур (Академия МВД, Институт пограничной службы и др.). В части выпускников-юристов иных высших учебных заведений нередко наблюдается менее активный спрос на их услуги на рынке труда.

Такое положение дел в первую очередь объясняется особенностями учебного процесса и затратами на организацию обучения. Так, требования для подготовки кадров по юридическим специальностям несопоставимы с техническими, для которых необходима солидная материальная база и сопутствующие значимые издержки. Поэтому в стране и создалась ситуация, когда учебные заведения повсеместно стремятся открыть у себя подготовку и по правоведению, что и формирует существенный приток выпускников с юридическим образованием.

Таким образом, можно констатировать, что в республике имеет место переизбыток юристов в количественном выражении. Однако с точки зрения профессионализма и качества подготовки следует признать недостаток именно высококомпетентных юридических кадров.

Между тем алгоритм разрешения этой проблемы уже предусмотрен законодательством. Так, Указом от 31.12.1998 N 632 "О создании в Белорусском государственном университете юридического колледжа" Совмину прямо было поручено принять меры по уменьшению набора учащихся по юридическим специальностям в непрофильные учебные заведения. На перспективу это позволило бы отказаться от порочной практики массовой подготовки юристов, создало бы условия для становления адекватной системы специализированного юридического образования, что, к сожалению, претворено в жизнь не было. Однако данная идея не потеряла своей остроты и сегодня. Более того, специалистами высказывается мнение о необходимости актуализации вопроса, обосновываются предложения о путях реализации. В частности, есть точка зрения о целесообразности концентрации юридического образования для нужд силового блока в рамках одной образовательной структуры путем создания Университета национальной безопасности, который будет готовить юридические кадры для всех правоохранительных органов.

2. Перекосы в высшем и среднем специальном юридическом образовании.

В Беларуси уже сложилась, как представляется, достаточно негативная тенденция повального получения именно высшего юридического образования, что возможно в 17 вузах страны, большинство из которых непрофильные. Например, обучение по юридическим специальностям осуществляется в Белорусском государственном экономическом университете, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, Брестском и Могилевском государственных университетах (превалируют педагогические специальности), Барановичском государственном университете (акцент на подготовке инженерных и педагогических кадров) и т.д.

Справочно
По официальным статистическим данным, в 2018/2019 учебном году в Беларуси насчитывалось порядка 268 тыс. студентов, или 268 человек на 10 тыс. населения. По этому показателю наша страна занимает лидирующее место в СНГ.
Из них каждый третий учится на юриста или экономиста, каждый пятый осваивает техническую специальность, каждый десятый - педагогическую.

В итоге для удовлетворения растущего спроса на обучение и получение диплома вуза произошло смещение в пользу подготовки юристов с высшим образованием, нежели со средним специальным. Под эти тенденции логично изменились и квалификационные требования к профессиям, для большинства из которых требуется именно высшее образование.

Между тем для замещения многих и часто не менее востребованных должностей (секретари судебного заседания, юрисконсульты, судебные исполнители, участковые инспекторы милиции, инспекторы ГАИ, инспекторы по делам несовершеннолетних и др.) достаточно среднего специального юридического образования.

В этой связи необходимо признать важность укрепления и расширения среднего юридического образования, рассматривая его как инструмент снижения нагрузки на вузы (которые априори должны готовить юристов высшей категории: судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов и др.) и оперативный способ разрешения потребностей практики в специалистах средней квалификации. С учетом этого можно разобрать вопрос об определении Юридического колледжа БГУ головным учреждением, ответственным за организацию этого процесса по всей стране. Одновременно потребуется переработать и квалификационные требования к профессиям в пользу увеличения возможностей трудоустройства по ним лицам со средним специальным юридическим образованием.

Тем самым возможно устранить существующий дисбаланс, а высшее образование вернет свой авторитет.

Справочно
Например, высшее юридическое образование в Чехии можно получить только в четырех государственных университетах: Карлов университет в Праге, Масариков университет в Брно, Университет Палацкого в Оломоуце и Западночешский университет в Пльзени.
В связи с этим высшее юридическое образование в Чехии весьма престижно, а к его качеству предъявляются самые высокие требования.

3. Неприемлемый уровень заочной формы получения юридического образования.

Подготовка порядка 40% юристов в Беларуси осуществляется в заочной форме, что напрямую влияет на компетентность и качество выпускаемых специалистов.

Более того, имеются примеры, когда заочная форма существенно превалирует над дневной, что вообще представляется недопустимым. Например, юристы-заочники в Смиловичском государственном аграрном колледже составляют 100%.

В идеале заочную форму обучения юристов следовало бы отметить вообще по аналогии с подготовкой врачей, так как эти профессии по своей значимости, важности и последствиям допущенных профессиональных ошибок в чем-то сопоставимы. Именно по этим специальностям крайне важно обеспечить высокую квалификацию кадров, что реально обеспечить как раз при очном обучении.

Примечательно, что Юридический колледж БГУ как раз и отказался от заочного обучения и уже два последних года не проводит набор студентов-заочников.

Как вариант "заочку" можно было бы сохранить только для получающих высшее образование специалистов, уже имеющих диплом о среднем специальным юридическом образовании.

4. Отсутствие иерархии и преемственности юридического обучения от школы к вузу.

Наиболее перспективным вариантом представляется организация системы юридического образования по иерархии в рамках одной четко выстроенной структуры.

Справочно
Определенный опыт в этом направлении наработан. Для обеспечения "абитуриентской" базы Академии МВД налажена профориентационная работа в средних учебных заведениях. В частности, в школах открыты профильные правовые классы и правовые группы, налажено взаимодействие с кадетскими училищами, образован Специализированный лицей МВД.

Показательным в этом плане являлась и инициатива БГУ, в рамках которой предполагалось осуществить всю цепочку профильного юридического обучения на базе университета: юридическая гимназия, юридический колледж, юридический факультет.

Справочно
Предпосылки для реализации этой идеи были. Так, в Минске была образована единственная в стране юридическая гимназия N 42, функционировал и Юридический колледж БГУ. Оставалось, по сути, организовать работу в едином комплексе. Однако довести до конца задуманное не представилось возможным по причине изменений законодательства, которыми были упразднены профильные школы и гимназии, в связи с чем юридическая гимназия N 42 была реорганизована в обычное общеобразовательное среднее учебное заведение.

Таким образом, для решения обозначенных проблемных вопросов юридического образования, повышения его качества, поднятия престижа профессии целесообразно продумать модель юридического образования, в которой предусмотреть:

  • организацию непрерывного учебного процесса по схеме: школа (гимназия, лицей) - колледж - высшее учебное заведение. Апробацию провести на базе БГУ, как имеющего наработки в этой сфере;

  • смещение акцента на развитие среднего специального образования. Предлагается следующий "зонтичный" вариант: Юридический колледж БГУ определяется головным учебным заведением, организующим работу своих филиалов по стране. Преимущества такого шага очевидны и заключаются в подкреплении образовательно-воспитательного процесса всей учебной базой и авторитетом ведущего университета Беларуси, что на порядок повысит уровень и качество обучения. В перспективе это позволит упразднить подготовку юристов в других непрофильных учреждениях даже по причине того, что они не выдержат конкуренции;

  • постепенное значительное сокращение заочной формы юридического обучения, а также количества высших учебных заведений, осуществляющих выпуск юристов. При этом необходимо продумать оптимальное число вузов республиканского и регионального уровней, что будет уместно с точки зрения логистики, доступности, востребованности и т.д.

Полагаем, что назревшая реализация обозначенных предложений позволит создать качественную образовательную систему подготовки высококвалифицированных юристов, что особенно актуально для правового обеспечения функционирования государственных и общественных институтов, защиты прав и свобод граждан. При этом апробированную предложенную схему подготовки юридических кадров возможно рассматривать как образовательный эксперимент, результаты которого распространить и на другие сферы образования.

В русле изложенного также следует обратить внимание еще на одно важное, эпохальное событие, которое произошло в сфере юридического образования.

Так, Указом N 244 было создано учреждение образования "Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь".

Формированием ведомственного учебного заведения, по сути, завершено полноценное становление Следственного комитета, поскольку в его структуре появился свой образовательный, научный и инновационный центр в сфере досудебного производства. Именно теперь в Следственном комитете произошло реальное сращивание науки, обучения и практики, а осуществление предварительного расследования и определение направлений государственной политики в этой области получили мощную интеллектуальную подпитку, базирующуюся как на передовых достижениях сугубо юридической науки, так и на современных тенденциях развития общества (в сфере информационных технологий и процессов цифровизации, психологии, педагогики, теории управления и др.).

Основными целями деятельности Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета являются:

  • удовлетворение потребности государства и общества в высококвалифицированных специалистах для Следственного комитета, иных госорганов и организаций;

  • научное обеспечение образовательного процесса и практической деятельности Следственного комитета;

  • формирование знаний, умений, навыков обучающихся в сфере досудебного уголовного производства и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающихся.

Основные задачи деятельности Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета:

  • повышение квалификации и переподготовка кадров для Следственного комитета, иных госорганов и организаций;

  • осуществление первоначальной подготовки сотрудников Следственного комитета;

  • осуществление научной деятельности в области досудебного уголовного процесса;

  • организация и проведение идеологической работы в духе патриотизма, высокой гражданственности, гуманизма, уважения идеалов и традиций белорусского народа;

  • формирование и развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы для организации образовательного процесса и научных исследований;

  • обеспечение научного и методического сопровождения следственной работы.

В целом ключевым направлением в деятельности Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета является практикоориентированность, т.е. работа профессорско-преподавательского состава строится от насущных проблемных запросов следственной практики и подготовки специалистов, готовых на максимально высоком качественном уровне сразу по распределению в следственные подразделения выполнять поставленные задачи.

  

По информации ilex - Онлайн-сервиса готовых правовых решений по бухучету, налогообложению и праву от компании ООО “ЮрСпектр”