А.А.СОСНОВСКИЙ,
доцент, кандидат юридических наук,
заместитель начальника Института
повышения квалификации и переподготовки
Следственного комитета
Республики Беларусь
Материал подготовлен с использованием
правовых актов по состоянию
на 14 января 2021 г.
Анализ современного состояния юридического образования в Беларуси показал, что системе обучения юристов присущи два ключевых недостатка: "перепроизводство" специалистов, не востребованных на рынке труда, и ненадлежащий уровень их знаний, не позволяющий удовлетворить потребности реального сектора в компетентных юридических кадрах. В этой связи профессия юриста в обществе существенно принижена, а ее значимость - девальвирована.
К числу основных причин такого положения дел относятся:
1. Дефицит специализированных юридических учебных заведений и избыток учреждений образования, осуществляющих непрофильную подготовку юристов.
Например, в Беларуси в сфере среднего специального образования обучение по специальности "Правоведение" осуществляют 14 учреждений (10 государственных и 4 частных), из которых только один Юридический колледж БГУ готовит исключительно юристов. Остальные - учебные заведения аграрного, экономического, торгового или технологического профиля. Так, в настоящее время (по состоянию на 2020/2021 учебный год) в ссузах по юриспруденции обучается 3016 человек, из которых 431 - в Юридическом колледже БГУ.
Вместе с тем в Юридический колледж БГУ изначально (и уже традиционно) поступают наиболее грамотные школьники, прошедшие жесткий отбор. Важно отметить, что конкуренция среди абитуриентов еще больше ужесточается тем обстоятельством, что это учреждение образования - одно из немногих (наряду с Полоцким государственным экономическим колледжем и Столинским государственным аграрно-экономическим колледжем) предоставляет возможность получить среднее специальное юридическое образование за счет бюджета (каждый год принимается 25 таких студентов).
Справочно
Например, зачисление в Юридический колледж БГУ после 9-го класса осуществляется по среднему баллу свидетельства о базовом образовании. Проходной балл на бюджетные места составлял: в 2018 г. 9,6, 2019 г. 9,7, 2020 г. - 9,6 балла из 10 возможных; на платную форму: в 2018 г. 8,8, 2019 г. 8,3, 2020 г. - 9,0 балла. При этом для поступления в Столинский аграрно-экономический колледж для обучения по юридическому профилю достаточно набрать в среднем 6,2 балла.
Для поступления в Юридический колледж БГУ на базе среднего образования необходимо было в 2019 г. набрать 24 балла на бюджет и 20,9 баллов на платное обучение. Для поступления в этот же год в Полоцкий государственный экономический колледж на базе 11-го классов проходной балл на бесплатное обучение составил 19,6, на платное - 4,8 балла.
Таким образом, последующая качественная подготовка студентов Юридического колледжа БГУ гарантирует их востребованность на практике. На выпускников всегда имеется повышенный спрос у нанимателей. Они без проблем трудоустраиваются в милицию, суды, органы принудительного исполнения и др. В то же время имеются примеры, когда сельхозпредприятия регионов страны не желают брать на работу юрисконсультами выпускников-юристов местных аграрных учебных заведений, отдавая предпочтение кадрам Юридического колледжа БГУ.
Сходная проблема подготовки специалистов-правоведов наблюдается и в сфере высшего образования. Наиболее востребованы выпускники юрфака БГУ, Академии управления при Президенте. Из региональных вузов также "котируются" студенты юрфаков Гродненского и Полоцкого госуниверситетов. В силу специфики трудоустроены курсанты вузов силовых структур (Академия МВД, Институт пограничной службы и др.). В части выпускников-юристов иных высших учебных заведений нередко наблюдается менее активный спрос на их услуги на рынке труда.
Такое положение дел в первую очередь объясняется особенностями учебного процесса и затратами на организацию обучения. Так, требования для подготовки кадров по юридическим специальностям несопоставимы с техническими, для которых необходима солидная материальная база и сопутствующие значимые издержки. Поэтому в стране и создалась ситуация, когда учебные заведения повсеместно стремятся открыть у себя подготовку и по правоведению, что и формирует существенный приток выпускников с юридическим образованием.
Таким образом, можно констатировать, что в республике имеет место переизбыток юристов в количественном выражении. Однако с точки зрения профессионализма и качества подготовки следует признать недостаток именно высококомпетентных юридических кадров.
Между тем алгоритм разрешения этой проблемы уже предусмотрен законодательством. Так, Указом от 31.12.1998 N 632 "О создании в Белорусском государственном университете юридического колледжа" Совмину прямо было поручено принять меры по уменьшению набора учащихся по юридическим специальностям в непрофильные учебные заведения. На перспективу это позволило бы отказаться от порочной практики массовой подготовки юристов, создало бы условия для становления адекватной системы специализированного юридического образования, что, к сожалению, претворено в жизнь не было. Однако данная идея не потеряла своей остроты и сегодня. Более того, специалистами высказывается мнение о необходимости актуализации вопроса, обосновываются предложения о путях реализации. В частности, есть точка зрения о целесообразности концентрации юридического образования для нужд силового блока в рамках одной образовательной структуры путем создания Университета национальной безопасности, который будет готовить юридические кадры для всех правоохранительных органов.
2. Перекосы в высшем и среднем специальном юридическом образовании.
В Беларуси уже сложилась, как представляется, достаточно негативная тенденция повального получения именно высшего юридического образования, что возможно в 17 вузах страны, большинство из которых непрофильные. Например, обучение по юридическим специальностям осуществляется в Белорусском государственном экономическом университете, Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, Брестском и Могилевском государственных университетах (превалируют педагогические специальности), Барановичском государственном университете (акцент на подготовке инженерных и педагогических кадров) и т.д.
Справочно
По официальным статистическим данным, в 2018/2019 учебном году в Беларуси насчитывалось порядка 268 тыс. студентов, или 268 человек на 10 тыс. населения. По этому показателю наша страна занимает лидирующее место в СНГ.
Из них каждый третий учится на юриста или экономиста, каждый пятый осваивает техническую специальность, каждый десятый - педагогическую.
В итоге для удовлетворения растущего спроса на обучение и получение диплома вуза произошло смещение в пользу подготовки юристов с высшим образованием, нежели со средним специальным. Под эти тенденции логично изменились и квалификационные требования к профессиям, для большинства из которых требуется именно высшее образование.
Между тем для замещения многих и часто не менее востребованных должностей (секретари судебного заседания, юрисконсульты, судебные исполнители, участковые инспекторы милиции, инспекторы ГАИ, инспекторы по делам несовершеннолетних и др.) достаточно среднего специального юридического образования.
В этой связи необходимо признать важность укрепления и расширения среднего юридического образования, рассматривая его как инструмент снижения нагрузки на вузы (которые априори должны готовить юристов высшей категории: судей, прокуроров, следователей, адвокатов, нотариусов и др.) и оперативный способ разрешения потребностей практики в специалистах средней квалификации. С учетом этого можно разобрать вопрос об определении Юридического колледжа БГУ головным учреждением, ответственным за организацию этого процесса по всей стране. Одновременно потребуется переработать и квалификационные требования к профессиям в пользу увеличения возможностей трудоустройства по ним лицам со средним специальным юридическим образованием.
Тем самым возможно устранить существующий дисбаланс, а высшее образование вернет свой авторитет.
Справочно
Например, высшее юридическое образование в Чехии можно получить только в четырех государственных университетах: Карлов университет в Праге, Масариков университет в Брно, Университет Палацкого в Оломоуце и Западночешский университет в Пльзени.
В связи с этим высшее юридическое образование в Чехии весьма престижно, а к его качеству предъявляются самые высокие требования.
3. Неприемлемый уровень заочной формы получения юридического образования.
Подготовка порядка 40% юристов в Беларуси осуществляется в заочной форме, что напрямую влияет на компетентность и качество выпускаемых специалистов.
Более того, имеются примеры, когда заочная форма существенно превалирует над дневной, что вообще представляется недопустимым. Например, юристы-заочники в Смиловичском государственном аграрном колледже составляют 100%.
В идеале заочную форму обучения юристов следовало бы отметить вообще по аналогии с подготовкой врачей, так как эти профессии по своей значимости, важности и последствиям допущенных профессиональных ошибок в чем-то сопоставимы. Именно по этим специальностям крайне важно обеспечить высокую квалификацию кадров, что реально обеспечить как раз при очном обучении.
Примечательно, что Юридический колледж БГУ как раз и отказался от заочного обучения и уже два последних года не проводит набор студентов-заочников.
Как вариант "заочку" можно было бы сохранить только для получающих высшее образование специалистов, уже имеющих диплом о среднем специальным юридическом образовании.
4. Отсутствие иерархии и преемственности юридического обучения от школы к вузу.
Наиболее перспективным вариантом представляется организация системы юридического образования по иерархии в рамках одной четко выстроенной структуры.
Справочно
Определенный опыт в этом направлении наработан. Для обеспечения "абитуриентской" базы Академии МВД налажена профориентационная работа в средних учебных заведениях. В частности, в школах открыты профильные правовые классы и правовые группы, налажено взаимодействие с кадетскими училищами, образован Специализированный лицей МВД.
Показательным в этом плане являлась и инициатива БГУ, в рамках которой предполагалось осуществить всю цепочку профильного юридического обучения на базе университета: юридическая гимназия, юридический колледж, юридический факультет.
Справочно
Предпосылки для реализации этой идеи были. Так, в Минске была образована единственная в стране юридическая гимназия N 42, функционировал и Юридический колледж БГУ. Оставалось, по сути, организовать работу в едином комплексе. Однако довести до конца задуманное не представилось возможным по причине изменений законодательства, которыми были упразднены профильные школы и гимназии, в связи с чем юридическая гимназия N 42 была реорганизована в обычное общеобразовательное среднее учебное заведение.
Таким образом, для решения обозначенных проблемных вопросов юридического образования, повышения его качества, поднятия престижа профессии целесообразно продумать модель юридического образования, в которой предусмотреть:
организацию непрерывного учебного процесса по схеме: школа (гимназия, лицей) - колледж - высшее учебное заведение. Апробацию провести на базе БГУ, как имеющего наработки в этой сфере;
смещение акцента на развитие среднего специального образования. Предлагается следующий "зонтичный" вариант: Юридический колледж БГУ определяется головным учебным заведением, организующим работу своих филиалов по стране. Преимущества такого шага очевидны и заключаются в подкреплении образовательно-воспитательного процесса всей учебной базой и авторитетом ведущего университета Беларуси, что на порядок повысит уровень и качество обучения. В перспективе это позволит упразднить подготовку юристов в других непрофильных учреждениях даже по причине того, что они не выдержат конкуренции;
постепенное значительное сокращение заочной формы юридического обучения, а также количества высших учебных заведений, осуществляющих выпуск юристов. При этом необходимо продумать оптимальное число вузов республиканского и регионального уровней, что будет уместно с точки зрения логистики, доступности, востребованности и т.д.
Полагаем, что назревшая реализация обозначенных предложений позволит создать качественную образовательную систему подготовки высококвалифицированных юристов, что особенно актуально для правового обеспечения функционирования государственных и общественных институтов, защиты прав и свобод граждан. При этом апробированную предложенную схему подготовки юридических кадров возможно рассматривать как образовательный эксперимент, результаты которого распространить и на другие сферы образования.
В русле изложенного также следует обратить внимание еще на одно важное, эпохальное событие, которое произошло в сфере юридического образования.
Так, Указом N 244 было создано учреждение образования "Институт повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета Республики Беларусь".
Формированием ведомственного учебного заведения, по сути, завершено полноценное становление Следственного комитета, поскольку в его структуре появился свой образовательный, научный и инновационный центр в сфере досудебного производства. Именно теперь в Следственном комитете произошло реальное сращивание науки, обучения и практики, а осуществление предварительного расследования и определение направлений государственной политики в этой области получили мощную интеллектуальную подпитку, базирующуюся как на передовых достижениях сугубо юридической науки, так и на современных тенденциях развития общества (в сфере информационных технологий и процессов цифровизации, психологии, педагогики, теории управления и др.).
Основными целями деятельности Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета являются:
удовлетворение потребности государства и общества в высококвалифицированных специалистах для Следственного комитета, иных госорганов и организаций;
научное обеспечение образовательного процесса и практической деятельности Следственного комитета;
формирование знаний, умений, навыков обучающихся в сфере досудебного уголовного производства и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающихся.
Основные задачи деятельности Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета:
повышение квалификации и переподготовка кадров для Следственного комитета, иных госорганов и организаций;
осуществление первоначальной подготовки сотрудников Следственного комитета;
осуществление научной деятельности в области досудебного уголовного процесса;
организация и проведение идеологической работы в духе патриотизма, высокой гражданственности, гуманизма, уважения идеалов и традиций белорусского народа;
формирование и развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы для организации образовательного процесса и научных исследований;
обеспечение научного и методического сопровождения следственной работы.
В целом ключевым направлением в деятельности Института повышения квалификации и переподготовки Следственного комитета является практикоориентированность, т.е. работа профессорско-преподавательского состава строится от насущных проблемных запросов следственной практики и подготовки специалистов, готовых на максимально высоком качественном уровне сразу по распределению в следственные подразделения выполнять поставленные задачи.
По информации ilex - Онлайн-сервиса готовых правовых решений по бухучету, налогообложению и праву от компании ООО “ЮрСпектр”