Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

Информация о борьбе с коррупцией

   Коррупция стала одной из глобальных проблем современности. Сегодня она существует во всех странах мира. Ни одно государство, независимо от его социально-экономического и политического устройства, не имеет иммунитета к коррупции.

Все современные  государства понимают    серьезность порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость и наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку.  В обществе  возникли  связи   между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств. Таким  образом, коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней. В связи  с  чем  заключены  и  подписаны  ряд  международных  договоров  о сотрудничестве  в  этой сфере: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию   и  др., которые  ратифицированы  Республикой Беларусь.

  Коррупция ущемляет права и интересы граждан, подрывает их доверие к власти, дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на демократию и правопорядок в стране. Защита конституционного строя, обеспечение мира и согласия в обществе, реализация принципов социальной справедливости, создание необходимых условий для поступательного экономического развития – важнейшие приоритеты белорусского государства.

В наиболее общем смысле коррупцию можно определить как использование должностным лицом своего положения в целях получения личной выгоды.

Практика показывает, что на сегодняшний день коррупция проявляется в различных формах. Среди них: взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм,  незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.

Поэтому в обществе  назрела    объективная  необходимость   в корректировке действующего законодательства  о  борьбе с коррупцией.

Одним из наиболее масштабных нормативных правовых актов, относящихся к сфере антикоррупционного законодательства, является  Закон Республики Беларусь от 15  июля  2015 года  «О борьбе с коррупцией», который  вступил в  силу   24  января  2016 года.

В статье  1  этого Закона    дано  понятие  коррупции.

Так, коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

В Законе «О борьбе с коррупцией» в новой редакции реализованы основные законодательные мероприятия, предусмотренные поручениями Президента Республики Беларусь о противодействии коррупции.

Например, Закон содержит основания отказа в назначении на должности руководящих работников, приеме на государственную службу лиц, совершивших преступления, а также уволенных по дискредитирующим основаниям.

Глава государства поставил задачу обеспечить чистоту управленческого аппарата, на руководящие должности в государственные органы и иные организации назначать лиц, которые не скомпрометировали себя совершением преступлений или иных дискредитирующих действий.

Законом предусмотрен запрет на прием на государственную службу лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие преступления против интересов службы либо сопряженные с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Этот запрет не имеет срока действия и полностью исключает прием на государственную службу лиц, совершивших деяния указанной категории.

Основания отказа в назначении на руководящие должности лиц, ранее уволенных по дискредитирующим основаниям, в Законе изложены в соответствии с аналогичными положениями Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Закон также предусматривает ограничение права совершивших преступления должностных лиц на пенсионное обеспечение.

Такие последствия могут иметь место только в случае совершения в период прохождения государственной или военной службы тяжких или особо тяжких преступлений против интересов службы либо сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Поскольку государственные служащие и военнослужащие имеют разный правовой статус и для них установлены различные условия и нормы пенсионного обеспечения. Законом предусмотрен различный механизм ограничения права на пенсионное обеспечение в случаях совершения преступлений названной категории:

— для государственных служащих — лишение права на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и назначение пенсии только по возрасту;

— для военнослужащих и служащих военизированных организаций — при исчислении пенсий за выслугу лет оклад по воинскому (специальному) званию учитывается по воинскому (специальному) званию «рядовой».

Указанные   нормы  должны  способствовать предупреждению совершения коррупционных и иных преступлений должностными лицами, которые являются государственными служащими, военнослужащими или проходят службу в военизированных организациях. Одним из наиболее значимых стимулов прохождения указанных видов службы является право на получение более высокого размера пенсии, чем пенсия по возрасту.

Законом установлен механизм изъятия в порядке искового производства имущества, происхождение которого должностное лицо, занимающее ответственное положение или поступившее на государственную службу путем избрания, не может пояснить. Такой иск может быть заявлен только в случаях явного превышения расходов над доходами, которое свидетельствует о приобретении имущества в результате злоупотребления служебными полномочиями.

В Законе предусмотрена обязанность руководителей государственных органов, иных организаций привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения, а также нарушивших ограничения, предусмотренные настоящим Законом, к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Названные правонарушения являются дисциплинарными проступками, за которые наниматель должен применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом.

При реализации норм Закона ожидается усиление предупредительной функции в деятельности правоохранительных и иных государственных органов. Изменения в законодательство преследуют цель сделать совершение преступлений невыгодным, на что, в частности, направлены нормы об ограничении права на пенсионное обеспечение. Расширение сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию должностными лицами, позволят сделать имущественное положение чиновников более «прозрачным». Также правоохранительные органы получат дополнительные возможности противодействия незаконному обогащению должностных лиц.

Усиление мер ответственности за совершение коррупционных преступлений   будет способствовать  дальнейшему  совершенствованию  правового  общества.

Борьба с коррупцией требует комплексного подхода, необходимо воспитывать кадровый резерв, проводить  соответствующую  профилактическую  работу  в  трудовых  коллективах.

Министерством юстиции Республики Беларусь, главными управлениями юстиции облисполкомов и территориальными органами принудительного исполнения проводится  целенаправленная, скоординированная работа по предупреждению, выявлению, пресечению правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, устранению их последствий.

Методическую, аналитическую и контролирующую роль в деле профилактики коррупции выполняет комиссия Министерства юстиции по противодействию коррупции и соответствующая комиссия  главного управления  юстиции Витебского  облисполкома.

Комиссия обеспечивает работу по указанному направлению на необходимом уровне в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими  данную сферу деятельности, и постоянно совершенствует методы ее осуществления.

Важные задачи в противодействии коррупционных правонарушений в системе органов принудительного исполнения выполняет разработанная система мотивации судебных исполнителей, а также кадровая политика, осуществляемая Министерством юстиции, главными управлениями юстиции облисполкомов,  территориальными органами принудительного исполнения, позволяющая формировать штат работников, обладающих устойчивым антикоррупционным сознанием и соответствующими профессиональными, деловыми и нравственными качествами.

Инструментами в решении данной задачи являются проверки деклараций о доходах и имуществе государственных служащих и членов их семей, конкурсные процедуры отбора кадров, формирование кадровых резервов, проведение экзаменов для лиц, впервые поступающих на государственную службу, закрепление в нормативных документах критериев, которым должны соответствовать кандидаты на должности,  использование института наставничества и др.

С целью контроля за достоверностью информации, указанной в декларациях государственных служащих, кадровыми службами Министерства юстиции, главных управлений юстиции облисполкомов проводятся проверки сведений с направлением  запросов в соответствующие органы и организации.

В Министерстве юстиции разработан и утвержден перечень направлений деятельности, которые могут нести коррупционные риски. С учетом данного перечня организована и проводится соответствующая работа в территориальных органах принудительного исполнения, направленная на предотвращение коррупционных правонарушений.

На  систематической  основе  проводятся  опросы  и  анкетирование  граждан, в  том  числе  и  по вопросам  противодействия  коррупции.

В  целом, в  органах  юстиции  проводится планомерная  работа, направленная  на противодействие  коррупции.


Законодательство по противодействию коррупции:

1.        Закон Республики Беларусь от 15  июля  2015 года «О борьбе с коррупцией»;

2.       Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 года № 174-З  «О декларировании физическими лицами доходов и имущества» ;

3.        Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь»